/       /       /    Компоненты часть 1, Х конденсаторы

Компоненты часть 1, Х конденсаторы

Этой статьей я бы хотел начать цикл о различных электронных компонентах, диодах, конденсаторах, резисторах, варисторах и т.д.
Компонентов очень много, все они разные и меня не покидает ощущение, что пока я закончу о них рассказывать, уже выпустят что-то новое :)
А начну я с конденсаторов Х типа, тем более что эта статья будет являться дополнением к моей предыдущей статье, о Y конденсаторах.

Вообще все эти статьи будут как бы дополнением к видео. Я не пишу сценариев, рассказываю обычно просто то, что знаю, потому возможны некоторое оговорки или расхождение с текстовой версией. Но я постараюсь чтобы таких расхождений было как можно меньше.
В цикле я буду рассказывать не только о самих компонентах, а и о том, в каких цепях электронных схем их лучше применять и почему, а также возможно рассказывать о вариантах замены.
Также если вам интересны какие-то определенные компоненты, то постараюсь такие видео готовить в первую очередь. Потому буду рад комментариям и вопросам.

Х конденсаторы обычно используются совместно с Y конденсаторами. Так уж сложилось, что оба типа применяются в качестве помехоподавляющих элементов фильтров. Хотя конечно оба типа вполне могут использоваться независимо.

Выглядят они как небольшие брусочки разных цветов, обычно серого, синего или желтого цветов. На каждом обязательно должна присутствовать соответствующая маркировка.


В электрической сети достаточно ВЧ помех и пульсаций, потому задача Х конденсатора максимально блокировать их, по сути замыкая через себя. То же самое касается и помех со стороны блока питания. На схеме показан путь помехи и как она попадает к конденсатору.
На схеме слева виден резистор с сопротивлением 560кОм. Этот резистор нужен для того, чтобы разрядить конденсатор после выключения питания. Если его не поставить, а после обесточивания БП коснуться контактов вилки питания, то может ударить током. Не сильно, но неприятно. Когда-то мне приносили видеокамеру JVC, там Бп так умел "кусаться".


Конденсаторы Х типа отличаются от обычных тем, что:
1. Лучше работают при постоянном сетевом напряжении
2. Выдерживают всплески высокого напряжения
3. Не склонны к самовозгоранию.

В принципе их можно заменить на обычные конденсаторы, но это крайняя мера, а кроме того устанавливаемые конденсаторы должны быть рассчитаны на напряжение минимум 630 Вольт. Вам могут сказать, что можно поставить на 400 и так делали много раз и работало, не слушайте, 630 минимум!
Потому правильно ставить те, что на фото слева.


Особенно внимательно надо относиться к импортным (читай - китайским) конденсаторам. Слева на фото конденсаторы красного цвета. Я неоднократно видел их в разорванном виде, а ведь они вполне могли бы устроить и пожар.


Немного о маркировке.
X1 – Используются в промышленных устройствах, подключаемых к трехфазной сети. Эти конденсаторы гарантированно выдерживают всплеск напряжения в 4кВ.
X2 – Самые распространенные. Используются в бытовых приборах с номинальным напряжением сети до 250В, выдерживают всплеск до 2.5кВ.
Y1 – Работают при номинальном сетевом напряжении до 250В и выдерживают импульсное напряжение до 8кВ
Y2 – Самый распространенный тип, может быть использован при сетевом напряжении до 250В и выдерживает импульсы в 5кВ

Небольшая подсказка
1. Конденсаторы Y типа можно использовать вместо конденсаторов X типа, но нельзя использовать конденсаторы X типа вместо конденсаторов Y типа.
2. Конденсаторы Y типа имеют обычно намного меньшую емкость, чем конденсаторы X типа.
3. Если для конденсаторов X типа чем больше емкости, тем лучше, то емкость конденсаторов Y типа нужно выбирать как можно меньшей. Типичное значение 2.2нФ уже прилично бьется, если прикоснуться к выходу БП и к заземленному предмету одновременно.

При выборе емкости с Х конденсаторами все просто, чем больше, тем лучше. Для применения в обычных (бытовых) устройствах использовать можно любой класс.

Иногда конденсаторы Y типа могут иметь корпус как у конденсаторов Х типа,будьте внимательны, когда их используете.


Кроме того, как я написал выше, конденсаторы Y типа можно использовать вместо Х типа, мало того, иногда указывается даже двойная маркировка. Причем даже конденсатор Y2 можно смело применять вместо Х1.
Слева предположительно правильный конденсатор, но так как маркировки Y нет, то лучше не применять его, по крайней мере вместо межобмоточного.


Вы конечно спросите, почему вообще Х, Y, а не например W и Z. попробую объяснить мое видение принципа маркировки.
На плате конденсатор Х типа ставится так, как показано на схеме, т.е. по одной дорожке он подключается ко входу, а по другой к выходу. Обусловлено это тем, чтобы минимизировать длину проводников, так как ток всегда идет по кратчайшему пути.


Но если мы наведем эти проводники посильнее, то увидим, что включение Х конденсатора напоминает букву Х, а Y конденсаторов, соответственно букву Y.
Я не буду утверждать, что так и задумывалось, но выглядит вполне логично :)


Для примера как эти конденсаторы выглядят в реальных блоках питания.
Слева Бп от спутникового тюнера, справа от монитора. В первом случае применены конденсаторы до дросселя и после, во втором только до. Первый вариант немного лучше справляется с помехами, но во втором есть дополнительный дроссель, снижающий уровень помех.


Дроссель виден чуть левее и ниже конденсатора. Х конденсатор применен класса Х2, емкость 0.22мкФ.


Вот для примера другой блок питания, от компьютера.


Здесь на входе стоит также конденсатор класса Х2 и также имеющий емкость 0.22мкФ, но в данном случае это не более чем совпадение, так как у Бп спутникового тюнера конденсаторы имеют емкость 0.1мкФ.


А вот те необычные конденсаторы Y типа, о которых я писал выше. Я раньше не обращал внимание, что они выполнены в таком необычном для них корпусе, заметил буквально недавно.
Кстати, слева на плате видна маркировка производителя БП, Astec. В свое время он производил очень качественные блоки питания, их вы могли также видеть в виде зарядных устройств для телефонов (например Сименс). Но потом этот производитель ушел с рынка бытовой техники, очень жаль, качество их продукции было на очень высоком уровне. Мало того, они производили даже свои микросехемы.


Кстати насчет блоков питания, впрочем и не только блоков питания. Как я писал, конденсаторы Х класса очень надежны, потому перед тем как выбросить старый блок питания, посмотрите, возможно их оттуда можно выпаять, скорее всего они будут исправны.
Но вообще, всякие БП и прочие устройства являются хорошими поставщиками деталей, особенно если деталь нужна в одном-двух экземплярах. Иногда даже удобно так и хранить их в не разобранном виде.
Например ниже узел дежурного источника питания, вполне можно выпаять все компоненты и получить маломощный БП 5/12 Вольт для питания чего нибудь ардуино подобного.


Или вот выходной узел. Здесь можно смело брать магнитопроводы для всяких преобразователей напряжения и фильтров, весьма удобно. Особенно может быть полезен дроссель групповой стабилизации.
Электролитические конденсаторы также могут пригодиться, но если БП "китайский", то лучше их не использовать, часто там стоит хлам.


Ну и раз уж я завел речь о фильтрах питания, то покажу фильтр из какого-то советского монитора (предположительно), нашел сегодня на балконе.
Видна большая железная коробка, на торце два предохранителя (в импульсных БП лучше ставить именно парами), и неожиданно вполне стандартный современный разъем питания.


Когда я его разобрал, то меня ждал шок, все в стиле типичного китайского ширпотреба, большой корпус и внутри три детали, при чем три в буквальном смысле слова, дроссель, конденсатор и резистор.


По прикидкам блок питания, который был подключен после фильтра, имел мощность 100-150 Ватт. Сейчас в корпус таких габаритов спокойно влезет блок питания вместе с фильтром. На фото для сравнения БП мощностью 100 Ватт.


Ну и в некоторых БП попадаются такие вот удобные фильтры. Здесь также три детали, дроссель, конденсатор и резистор. Перепаять разъем на входной и вполне можно использовать, компактно, эффективно и бесплатно.


На этом все, остальное можно увидеть в видео. Как я и говорил, буду рад идеям, вопросам и комментариям, ведь куда приятнее когда есть обратная связь со зрителем и читателем :)
Эту страницу нашли, когда искали:
y2мкр, конденсатор желтого цвета hd125 275v x2, vko 4n7 керамический конденсатор что значит x1 y2, конденсатор 400x620x16, конденсатор типа x2, на сколько микрофарад конденсатор как прочитать, конденсаторы корпус тип x, конденсатор 1х0, номиналы 4 х вывод.конденсаторов в гугле, конденсаторы все виды, конденсатор 4n7 1,6k13x pn, x7r конденсатор обозначение, конденсатор x2290, виды конденсаторов с 4 я в ыводами, конденсатор cd110x, x7r конденсатор характеристики, конденсатор c60x050, м330 конденсатор, mkp62 275 x2 225k маркировка, x1 конденсаор, помехогасящий конденсатор, как выглядят неисправные пленочный конденсатор, отличие конденсаторов х2, конденсаторы y2, что такое вид конденсатора y2, х1


Вас может заинтересовать


Товары по сниженной стоимости


Комментарии: 21

  1. Андрей, Вы просили вопросы? Будут они! )))

    1. Конденсаторы Y типа можно использовать вместо конденсаторов X типа, но нельзя использовать конденсаторы X типа вместо конденсаторов Y типа.

    Собственно почему? Я так понял оба типа конденсаторов при пробое работают на разрыв?

    И спасибо большое за ваши статьи! Очень интересно и полезно!
    #1: 14 сентября 2017 16:32
    ЦитироватьОтветить
    1. На сайте
      Нет, на разрыв работают только Y конденсаторы, потому они универсальны.
      #2: 14 сентября 2017 17:21
      ЦитироватьОтветить
  2. FCkfy
    0
     Здравствуйте, интересует эти конденсаторы (Х и У) проверяются также как и все остальные обычные?!
    #3: 11 февраля 2018 16:45
    ЦитироватьОтветить
    1. На сайте
      Да, также как обычные.
      #4: 12 февраля 2018 11:34
      ЦитироватьОтветить
  3. Александр
    +2
    респект Вам за подробное и понятное разъяснение, давно мучил этот вопрос.
    #5: 13 февраля 2018 23:12
    ЦитироватьОтветить
    1. На сайте
      Вам также спасибо за поддержку :)
      #6: 15 февраля 2018 22:58
      ЦитироватьОтветить
  4. Отличная статья! Спасибо большое Автору!!!
    #7: 17 июня 2018 02:41
    ЦитироватьОтветить
    1. На сайте
      Вам также спасибо за отзыв :)
      #8: 17 июня 2018 20:37
      ЦитироватьОтветить
  5. Практически за все статьи данного автора можно говорить БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!! Понятно, доходчиво, без лишнего опломба и эпотажа. Очень рад, что Вы не "хороните" свои знания, а делитесь с теми, кто хочет в чем-то разобраться и образоваться в наше жлобское купи-продайное время.

    В качестве небольшого замечания хотел добавить, что автор упоминул фразу "емкость чем больше, тем лучше". Но по-моему это не совсем так. При 1мкф ток утечки через конденсатор будет порядка 69мА. Если 2 таких конденсатора, то, соостветственно, в 2 раза больше. А ведь еще и сама схема без нагрузки потребляет. КПД у такого БП будет не лучшим...
    #9: 22 августа 2018 12:48
    ЦитироватьОтветить
  6. Андрей
    +1
    Отлично разложил по полкам.
    Спасибо!
    #10: 22 сентября 2018 12:57
    ЦитироватьОтветить
    1. На сайте
      Вам также спасибо за отзыв :)
      #11: 25 сентября 2018 12:41
      ЦитироватьОтветить
  7. Владимир
    0
    Замечательная статья об этих специфических элементах !
    Доходчиво изложено, наглядно проиллюстрировано, разумно достаточно по объему и без излишних перегрузок.
    Спасибо, Kiriсh !

    К сожалению, не смог найти ни ссылки ни саму статью об Y-конденсаторах. Помогите.

    Всем всего доброго,
     
    #12: 27 сентября 2018 22:08
    ЦитироватьОтветить
    1. На сайте
      https://www.kirich.blog/moe-video/298-video-na-temu-odnogo-malenkogo-no-vazhnog
      o-kondensatora.html
      :)
      #13: 28 сентября 2018 13:49
      ЦитироватьОтветить
  8. Александр
    0
    Тоже решил принять участие в комментариях)). Вот такой вот вопрос. Есть ли смысл ставить такой фильтр перед обычным трансформатором? 
    #14: 28 сентября 2018 15:02
    ЦитироватьОтветить
    1. Александр, если речь про 50Гц трансформатор, то конечно же смысла нет.
      #15: 28 сентября 2018 23:18
      ЦитироватьОтветить
      1. На сайте
        Ну как бы не совсем так. Помехи пролазят и через трансформатор, щелчки от реле холодильника, включение некоторых нагрузок и пр.
        #16: 30 сентября 2018 11:18
        ЦитироватьОтветить
        1. Понятно, что и у 50Гц трансформатора также присутствует емкость между обмотками, но что реально между ними может проникнуть внутрь схемы? Только синфазная помеха, а дифференциальная (всплески между нулем и фазой из-за того же холодильника) неплохо отфильтруются из-за НЧ характеристики самого трансформатора. А в узкой полосе частот от 0 до ~100Гц от помехи мало что останется, да и на выходе трансформатора конденсатор отфильтрует.
          #17: 30 сентября 2018 13:54
          ЦитироватьОтветить
          1. На сайте
            В том то и дело, что импульсные помехи пролазят. Не скажу что сильно, но например для аудиоусилителей лучше поставить фильтр, для остального значения не имеет.
            #18: 1 октября 2018 00:29
            ЦитироватьОтветить
  9. Александр
    0
    В старом большом пуско -зарядном стоит на входе кондер синего цвета и резистор.  Я хочу собрать хороший блок питания на платах из обзора Андрея. Комплект который 60v 20a. Трансформатор на 500w,  не маленький вобщем. Вот на такую сборку ставить или нет?)) На выходе трансформатора будет мост шоттке из четырёх штук и конденсаторы общей ёмкостью 40000uF. А увидев в старом советском заряднике такой фильтр на входе,  задумался. Но зато в старом заряднике после трансформатора кроме диодов ничего нет))) 
    #19: 2 октября 2018 11:50
    ЦитироватьОтветить
    1. На сайте
      В принципе достаточно только диодного моста и конденсатора.
      #20: 5 октября 2018 02:50
      ЦитироватьОтветить
  10. Александр
    0
    Добрый день !
    Как всегда, очень познавательно)
    Скажите пожалуйста, минимум 630V - это для обычных конденсаторов на замену X ?
    Бахнул блок питания 220 -> 5В 6А, визуально почернел этот самый желтенький конденсатор с маркировкой k275v-x2, и разлетелся на части (!) предохранитель, реально осколки вытряхнул из корпуса. На входе блока питания КЗ вроде бы нет. Менять их и пробовать, или скорее всего утянули за собой еще что-то и надо выпаивать и проверять ? И по опыту, из-за чего это ? Спасибо)
    #21: 6 апреля 2019 19:32
    ЦитироватьОтветить

Добавить комментарий

Ваше имя:
Ваш e-mail:

Текст комментария:
Секретный код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив